ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
О необходимости соблюдения НПА
  • 1.Разработка и утверждение программ энергосбережения государственными (муниципальными) учреждениями
    Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности – это документ, содержащий полное описание объекта и перечень мероприятий, реализация которых позволит снизить потребление топливно-энергетических ресурсов.
    На основании ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
    1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
    2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
    3) иные положения согласно требованиям ч. 2 - 4 ст. 25 рассматриваемого Федерального закона.
    В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения являются организациями с участием государства или муниципального образования.
    Требования к наличию утвержденных программ энергосбережения относятся ко всем государственным, муниципальным учреждениям вне зависимости от права и вида собственности на занимаемое помещение. (Исключения составляют объекты, перечисленные в п.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ).
    Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации утверждены Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 398.
    Для организаций, размещающихся в арендованных помещениях на правах безвозмездного пользования, законодательно не установлены причины, по которым они могут не разрабатывать программы энергосбережения. Для подобных учреждений при отсутствии возможности учета потребления энергетических ресурсов (нет счетчиков энергоресурсов и невозможно их установить, оплата энергоресурсов осуществляется пропорционально занимаемой площади организации), при отсутствии возможности воздействовать на потребление энергоресурсов, вносить конструктивные изменения в существующие коммуникации, влиять на повышение энергетической эффективности объекта и энергосбережение ресурсов предлагается с учетом имеющихся ограничений разрабатывать программу энергосбережения в упрощенном виде.
    При разработке упрощенной программы необходимо предусмотреть возможные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в арендованных помещениях, которые определяются в этом случае с учетом условий договора аренды с арендодателем.
    Пример упрощенной программы энергосбережения представлен в приложении. Этот пример программы не является конечным вариантом для утверждения, и свою программу необходимо адаптировать под специфику деятельности Вашего учреждения.
    После окончания срока действия программы в области энергосбережения и повышения энергетической учреждению необходимо актуализировать данную программу на следующий период с учетом определенного в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергоресурсов.
    В соответствии с ч.10 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
    Таким образом, все государственные (муниципальные) учреждения обязаны разработать и утвердить программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и назначить ответственное лицо за выполнение мероприятий в рамках программы.
  • 2.Расчет и утверждение государственными (муниципальными) учреждениями целевого уровня снижения потребления энергоресурсов
    В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» Правительством Российской Федерации утверждены требования к снижению государственными и муниципальными учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289).
    Определение ЦУС потребления энергоресурсов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.07.2020 № 425 (с учетом положений Приказа Минэкономразвития России от 09.03.2023 № 158 "О внесении изменений в Методические рекомендации…»). ЦУС определяется по государственным (муниципальным) учреждениям в целом в отношении каждого здания и по каждому виду ресурсов.
    Положения методических рекомендаций не распространяются на следующие объекты:
    - здания, в которых располагаются ГРБС (требования к ГРБС заключаются только в утверждении ЦУС для подведомственных учреждений, для самих ГРБС ЦУС не устанавливается);
    - культовые здания;
    - временные постройки;
    - памятники истории и культуры;
    - аварийные и подлежащие сносу объекты;
    - отдельно стоящие здания площадью менее 100 м2;
    - котельные учреждений, отпускающие тепло сторонним организациям;
    - на объекты, в которых расчет за поставленные энергоресурсы осуществляется не на основании показаний приборов коммерческого учета.
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. №1289 организации обязаны разработать или скорректировать ранее утвержденные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными целевыми уровнями снижения потребления ресурсов.
    Достижение целевого уровня снижения потребления энергоресурсов обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения соответствующих учреждений.

  • 3. Предоставление энергетических деклараций о потреблении энергоресурсов в ГИС «Энергоэффективность»
    На основании положений части 1, 2 статьи 16 Федерального закона от23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023) органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять декларации о потреблении энергетических ресурсов (вне зависимости от права и вида собственности на занимаемые помещения за исключением объектов, указанных в статье 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ) в государственную информационную систему (ГИС) «Энергоэффективность».
    Минэкономразвития России издан соответствующий приказ от 16.10.2019 №707 «Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».
    В соответствии с пунктом 2 порядка предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 года № 707 «Об утверждении порядка предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов» (ред. от 21.09.2021), субъектами декларирования, на которые возлагается обязанность предоставлять декларации о потреблении энергетических ресурсов, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (казенные, автономные, бюджетные), относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
    В соответствии с п. 4 Порядка представление деклараций в ГИС «Энергоэффективность» за отчетный год осуществляется до 30 апреля года, следующего за отчетным.
    В случаях, когда организация находится в арендованном помещении на правах безвозмездного пользования (без оплаты за потребляемые энергоресурсы), декларация предоставляется в упрощенном виде – без заполнения ее технического раздела (паспорта). Все технические характеристики по зданию в этом случае вносятся в энергодекларацию собственником здания, представляющим в ГИС полную энергодекларацию объекта.
    На портале ГИС «Энергоэффективность» размещены обучающие ролики по заполнению деклараций. Рекомендуем ознакомиться с ними перед началом внесения данных.
    Непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
  • 4.Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…» в КоАП РФ введена статья 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
    Контроль соблюдения требований законодательства в области энергосбережения по ч. 8 - 10 ст. 9.16 КоАП РФ в части административных правонарушений, совершаемых организациями с участием государства или муниципального образования, производится в соответствии с приказом Ростехнадзора от 02.03.2021 № 81 (ред. от 02.05.2024) "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдение которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности», отнесен к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
    Перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, совершаемых организациями с участием государства или муниципального образования, утвержден Приказом Ростехнадзора от 27.10.2017 № 454 (ред. от 19.04.2021).