1. Законодательная и нормативная база энергосервиса
Статья 19 федерального закона №261-ФЗ указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является
осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Определение НМЦД (НМЦК) – начальной максимальной цены договора (контракта) регулируется
постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».
Форма контракта – смотрим
письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса».
Методические рекомендации –
письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)».
Таким образом, законодательно и методически для заключения энергосервисных контрактов на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов никаких препятствий нет. Это подтверждается данными
Единой информационной системы в сфере закупок: поиском по бюджетным учреждениям, размещающим закупки в соответствии с 44-ФЗ, находится около двух десятков контрактов в разных стадиях, в том числе завершенные закупки.
2. Как бюджетному учреждению подготовить энергосервисный контрактВспомним
постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289 – нам с вами ввели прямую обязанность при отсутствии бюджетного финансирования на выполнение мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключать энергосервисные контракты.
Поскольку пока не выпущены следующие документы – новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий, – предлагается действовать следующим образом:
- корректируем/актуализируем программу энергосбережения в части мероприятий по модернизации системы внутреннего освещения объектов;
- определяем необходимый объем финансирования для реализации мероприятий;
- пишем запрос в курирующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения) на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
- получаем стандартный отказ об отсутствии дополнительных бюджетных средств;
- с чистой совестью прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы внутреннего освещения – внебюджетные средства, энергосервисный контракт.
Планирование и проведение закупки на энергосервис реализуем в соответствии с положениями 44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.
Критерии оценки заявок. Нельзя забывать про предоставление опыта работ за последние три года до окончания подачи заявки, финансовую устойчивость, необходимые допуски и лицензии (не стесняемся, если есть «отделы», «правильные линии связи» – лицензия по гостайне проходит в ФАС «на ура»).
3. Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что необходимо учестьНа уровне региона необходимо разработать и утвердить типовую форму энергосервисного контракта, технического задания и закрепить состав приложений (или откорректировать под себя рекомендованную Минэкономразвития России форму). Это снимет очень много вопросов в части реализации и результатов реализации – начиная от вопросов контрольно-счетных палат до всех остальных органов правопорядка, ведь все бюджетные учреждения региона будут использовать единую документацию.
Важно! Рекомендуемые формы нужно корректировать под условия региональных закупок, в рекомендациях изложен основной принцип построения контракта и его основные статьи/разделы.
Обязательно
в предмете контракта прописать «Предметом Договора/Контракта является
оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.
Дополнительная экономия. Чтобы снять лишние вопросы, мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения и предложила свою цену – процент от экономии. А при наличии в договоре условия про взаимное распределение полученной сверх утвержденного планового размера экономии, энергосервисная компания запланирует минимально возможный размер экономии, который 100% будет достижим, ну а все остальное – это доп.экономия, и ситуация станет менее выгодной заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит вопросы от контролирующих органов.
Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально
подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.
Срок проведения строительно-монтажных работ – не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.
Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:
- Акт сдачи-приемки результатов Мероприятий (этапа Мероприятий);
- Акт достигнутой экономии за отчетный период;
- Акт реализации Контракта.
Двухсторонние обязательства Заказчика и Исполнителя – оформляем их в соответствующих разделах контракта.
Расторжение договора. Чем подробнее прописаны условия по расторжению, в том числе, по одностороннему, тем спокойнее будет обеим сторонам контракта. Например, основанием для досрочного расторжения контракта являются случаи, когда федеральные, региональные или местные нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые существенно ухудшают положение Исполнителя, при условии, что Договор не может быть изменен для того, чтобы в достаточной степени компенсировать Исполнителю потенциальный ущерб от таких норм.
Досрочное расторжение. Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.
Досрочное исполнение обязательств. Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов.
Обеспечение исполнения договора. По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%. (ссылку дам)
Право собственности на оборудование. Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления Мероприятий на Объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику. Не являются неотделимыми улучшениями устанавливаемые Исполнителем светильники, пускорегулирующая аппаратура и лампы.
Переход права собственности. Он происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи по окончанию периода достижения экономии или при досрочном достижении экономии.
Бюджетные риски. К сожалению, от них нам никуда не деться, расписываем в соответствии с законодательством. Например, уменьшение ранее доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств (п.6 ст.161 БК РФ), лишение Заказчика прав владения, пользования и распоряжения Объектом или его частью, когда он перестает быть потребителем энергетического ресурса для целей обеспечения функционирования Объекта или его части (Исполнитель вправе потребовать выплату всех причитающихся ему по Договору платежей, рассчитанных как произведение планируемого размера экономии в натуральном выражении за весь оставшийся срок действия Договора и цены (тарифа) на электрическую энергию, определяемой в соответствии с Договором, а Заказчик обязан выполнить требования Исполнителя в течение определенного количества дней с даты получения соответствующего требования). Здесь же можно прописать вероятность принятия на региональном уровне нормативных актов, существенно ухудшающих положение Исполнителя.
Расчетно-измерительный способ определения объема потребления энергетического ресурса и экономии
. Это важная часть энергосервисного контракта. Методика утверждена Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 №67 Методика «Определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Раздел по внутреннему освещению этой методики необходимо обязательно включать в состав приложений к контракту.
Взаимодействие сторон. Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.
4. Состав приложений к энергосервисному контракту на освещение для бюджетных учреждений (рекомендации): Приложение 1 – Техническое задание;
Приложение 2 – Сведения об Объекте и его технические характеристики;
Приложение 3 – Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения;
Приложение 4 – Типовые категории помещений;
Приложение 5 – Рекомендованный перечень средств измерения мощности световых приборов;
Приложение 6 – Потребление электрической энергии на цели внутреннего освещения за базовый период. Показатели экономии электрической энергии на цели внутреннего освещения (планируемые);
Приложение 7 – Стоимость единицы энергетического ресурса (электроэнергии), действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
Приложение 8 – Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма;
Приложение 9 – Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма;
Приложение 10 – Акт реализации Договора. Примерная форма;
Приложение 11 – Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения, включая ведомость измерений (наблюдений) числа часов работы световых приборов для различных категорий помещений;
Приложение 12 – Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма;
Приложение 13 – Технический регламент гарантийного обслуживания комплекса осветительных приборов, установленного на основании Договора.
Целесообразно сформировать
гарантийный или подменный фонд оборудования в объеме от 2 до 5% от общего количества светильников. Это позволит службам Заказчика оперативно заменять вышедшее из строя оборудование, без привязки к срокам замены оборудования, прописанным в контракте. Если лимит фонда выбран – включаем в действие Технический регламент гарантийного обслуживания. Если лимит фонда не выбран к окончанию срока действия контракта – возвращаем остатки Исполнителю, по Акту, разумеется.
Надеемся, с этими рекомендациями бюджетные учреждения смогут увереннее и комфортнее входить в энергосервисные контракты.