ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 
Энергосервисные контракты
  • Нормативная база
    Вступление в силу требований Федерального закона от 23.11.2009. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…» привело в действие механизм внедрения энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основной целью закона является стимулирование бережного отношения к потреблению электрической и тепловой энергии, газа и воды в том числе через практику энергосервисных контрактов.

    В целях стимулирования процессов энергосбережения и повышения энергоэффективности в учреждениях бюджетной сферы постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 (ред. от 23.06.2020) № 1289 установлены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими тепловой энергии, электрической энергии, угля, воды. Пунктом 9 постановления № 1289 определено, что в отношении мероприятий утвержденных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на достижение целевого уровня снижения потребления ресурсов и не обеспеченных бюджетным финансированием, государственные (муниципальные) учреждения обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного договора (контракта), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 8 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении» определено, что предметом энергосервисного контракта является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

    Энергосервисный контракт - это вид инвестиционного контракта, возврат средств по которому осуществляется из достигнутой экономии энергетического ресурса.

    Реализация энергосервисного контракта для заказчика – это один из способов привлечения инвестиций и улучшения своей материально-технической базы без увеличения расхода собственных средств, а также без привлечения средств из федерального и регионального бюджетов.

    Энергосервисный контракт является уникальным инструментом привлечения внебюджетных источников финансирования в энергосберегающие проекты бюджетной сферы.
  • Что обеспечивает энергосервисный контракт:
    - осуществление энергоаудита зданий за счет энергосервисной компании с подготовкой энергопаспорта (при необходимости) и разработкой мероприятий по энергосбережению;
    - осуществление энергосберегающих мероприятий за счет энергосервисной компании, при этом средства заказчика не привлекаются;
    - снижение расходов потребителей на оплату топливно-энергетических ресурсов;
    - снижение затрат на ремонт и эксплуатацию инженерного оборудования.
  • Основные виды энергосберегающих мероприятий по энергосервису:
    - модернизация системы внутреннего освещения;
    - модернизация систем наружного (уличного) освещения;
    - мероприятия, направленные на оптимизацию расхода электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды;
    - устройство автоматизированных тепловых пунктов с погодоведомым оборудованием.
  • Основные преимущества энергосервиса:
    1. Не привлекаются бюджетные средства учреждения-заказчика на реализацию энергосберегающих мероприятий;
    2. Энергосервисная компания берет на себя обязательства по достижению экономии энергоресурсов в натуральном и денежном выражении;
    3. Выполняется модернизация энергохозяйства с установкой современного энергосберегающего оборудования;
    4. Устанавливаются фиксированные лимиты потребления энергоресурсов на время действия энергосервисного контракта;
    5. Исполняются основные требования Федерального законодательства в области энергосбережения;
    6. После завершения энергосервисного контракта прибыль от достигнутой экономии энергоресурсов может быть направлена на иные нужды учреждения;
    7. Все оборудование, установленное в рамках контракта на объекте заказчика, остается в его собственности после окончания срока действия контракта.
    8. Теплоснабжающие и теплосетевые организации достигают улучшения основных показателей энергоэффективности за счет снижения издержек на оплату ресурсов, оптимизации производственных процессов, повышения производительности труда, обеспечения комфорта на рабочих местах.
  • Этапы заключения энергосервисных контрактов:
    Этапы заключения энергосервисного договора могут варьироваться, как и количество участников данного договора, поэтому за более подробной информацией следует обращаться в выбранную энергосервисную компанию.
    Примерный алгоритм заключения энергосервисного договора для заказчика может быть следующим:
    1 этап. Подготовка (определение начальных условий)
    1.1. Формирование требований и условий договора с энергосервисной компанией;
    1.2. Заполнение заказчиком опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса с целью определения возможности заключения контракта и определения потенциала достижения возможной экономии;
    1.4. Подбор технических решений по исполнению контракта;
    1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта;
    1.6. Определение сроков контракта;
    1.7. Согласование проекта с учредителем организации-заказчика.
    2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений
    2.1. Подготовка конкурсной документации
    2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке
    2.3. Проведение конкурса
    2.4. Заключение контракта с победителем конкурса
    2.5. Регистрация энергосервисного контракта
    3 этап. Производственный
    3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде
    3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ
    3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)
    4 этап. Итоговый
    4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику
    4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании
    4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств
    4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика.
    1. Требования к энергосервисному контракту (ЭСК)
    • Предмет энергосервисного контракта – «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов» (в данном случае тепловой энергии) заказчиком (ст. 19 261-ФЗ).
    • Как определить начальную максимальную цену договора (контракта) – НМЦК? Читаем постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636.
    • Как определиться с формой контракта? В помощь письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и.
    • Что еще надо знать? Есть соответствующие Методические рекомендации – письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и.
    • Энергосервисные контракты подразумевают корректировку базовой линии на сопоставимые условия – открываем ГОСТ Р 56743-2015 «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения расчета экономии энергетических ресурсов» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2015г. №1929-ст).
    • Не менее важно осознанное применение в энергосервисных контрактах расчетно-измерительного способа. Поможет приказ Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

    Этого набора нормативных документов достаточно, чтобы выступить добросовестным и квалифицированным заказчиком в энергосервисном контракте не модернизацию системы теплоснабжения в бюджетной организации. Такая практика среди российских бюджетных учреждений вполне распространена, чему свидетельство данные Единой информационной системы в сфере закупок.

  • 2. Рекомендации по заключению ЭСК
    Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

    Предлагается следующий алгоритм действий:
    1. Вносим изменения в программу энергосбережения, актуализируем ее в части мероприятий по модернизации системы отопления объектов;
    2. Выявляем необходимый объем финансирования для реализации сформированных мероприятий;
    3. Направляем в соответствующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения), для начала, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, запрос на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
    4. Если в ответ приходит отказ с аргументацией об отсутствии дополнительных бюджетных средств – прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы отопления внебюджетные средства, энергосервисный контракт.
    Вся работа по подготовке и проведению закупки на энергосервис проводится в соответствии с положениями федерального закона №44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.
    Каждому региону целесообразно разработать и утвердить собственную типовую форму энергосервисного контракта (в составе принципов, списка основных статей и разделов контракта), технического задания к нему и состав приложений. Сделать это можно, адаптировав под свои условия форму, рекомендованную Минэкономразвития России. При адаптации рекомендуемых форм нужно учесть региональные особенности закупок. Впоследствии наличие региональных рекомендаций значительно упростит всем бюджетным учреждениям на территории работу с энергосервисными компаниями, взаимодействие с контролирующими органами.
    Предмет контракта формулируется как «оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса».
    Срок проведения строительно-монтажных работ рекомендуем предусматривать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта: данное требование надо включить и в Техническое задание, и в проект контракта.
    Двусторонние обязательства Заказчика и Исполнителя оформляем в соответствующих разделах контракта.
  • 3. Десять советов бюджетному заказчику ЭСК:
    1.Критерии оценки кандидатов
    При формировании критериев оценки заявок нельзя забывать о следующих:
    • опыт работ за последние три года до окончания подачи заявки
    • финансовая устойчивость
    • необходимые допуски и лицензии (если есть «отделы», «правильные линии связи» – требование иметь лицензию по гостайне не станет препятствием для контракта)
    • с учетом необходимости проектирования – членство в СРО проектировщиков и соответствующие допуски для персонала.

    2.Разделение дополнительной экономии
    Еще один момент, который нужно предусмотреть заранее – разделение дополнительной экономии, если она возникнет. Мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Однако на месте каждый регион или бюджетная организация при согласовании условий контракта может рассудить по-своему.
    Аргументируем. ЭСКО, планируя контракт, имеет представление о составе работ, текущем состоянии системы отопления, оценила финансовую модель и предложила свою цену – процент от экономии. Если же в договоре будет содержаться пункт о разделении дополнительно полученной экономии между заказчиком и исполнителем, у исполнителя есть соблазн в контракте прописать минимально возможный размер экономии, достичь его без усилий, а все сверху будет считаться дополнительной экономий. Это менее выгодно заказчику. В любой формулировке положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит соответствующие вопросы от контролирующих органов.

    3.Документооборот
    Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.

    4.Расторжение договора
    Чем подробнее прописаны условия по расторжению, в том числе, по одностороннему, тем спокойнее будет обеим сторонам контракта. Например, основанием для досрочного расторжения контракта являются случаи, когда федеральные, региональные или местные нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые существенно ухудшают положение Исполнителя, при условии, что Договор не может быть изменен для того, чтобы в достаточной степени компенсировать Исполнителю потенциальный ущерб от таких норм.

    5.Досрочное расторжение
    Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

    6.Досрочное исполнение обязательств
    Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов для этого условия.

    7.Обеспечение исполнения договора
    По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%.

    8.Право собственности на оборудование
    Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления мероприятий на объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику.
    Переход права собственности происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи, который подписывается вместе с Актом реализации контракта.

    9.Бюджетные риски
    К сожалению, от них никуда не деться, их необходимо прописать (предусмотреть различные) в соответствии с законодательством

    10. Взаимодействие сторон
    Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.
  • Несмотря на достаточную нормативную базу, многие бюджетные учреждения опасаются становиться заказчиками в энергосервисных контрактах (далее – ЭСК). Однако новое законодательное регулирование в ряде случаев обосновывает прямые указания к их заключению.
    Новые требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях потребляемых энергоресурсов и воды (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289 об установлении ЦУС) вводят обязанность при отсутствии бюджетного финансирования на выполнение мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключать энергосервисные контракты.

    В помощь заказчикам энергосервисных контрактов предлагаем ознакомиться с работами эксперта в области информационных систем, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Андрея Богатенкова о специфике заключения ЭСК на наиболее часто встречающиеся виды работ в бюджетных учреждениях.

    Разберемся с энергосервисными контрактами на замену внутреннего освещения - как сделать процедуру безопасной и управляемой для бюджетной организации-заказчика.
  • В помощь заказчикам энергосервисных контрактов на внутреннее освещение в бюджетных учреждениях

    1. Законодательная и нормативная база энергосервиса

    Статья 19 федерального закона №261-ФЗ указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

    Определение НМЦД (НМЦК) – начальной максимальной цены договора (контракта) регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».

    Форма контракта – смотрим письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса».

    Методические рекомендацииписьмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)».
    Таким образом, законодательно и методически для заключения энергосервисных контрактов на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов никаких препятствий нет. Это подтверждается данными Единой информационной системы в сфере закупок: поиском по бюджетным учреждениям, размещающим закупки в соответствии с 44-ФЗ, находится около двух десятков контрактов в разных стадиях, в том числе завершенные закупки.

    2. Как бюджетному учреждению подготовить энергосервисный контракт
    Вспомним постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289 – нам с вами ввели прямую обязанность при отсутствии бюджетного финансирования на выполнение мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключать энергосервисные контракты.

    Поскольку пока не выпущены следующие документы – новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий, – предлагается действовать следующим образом:
    1. корректируем/актуализируем программу энергосбережения в части мероприятий по модернизации системы внутреннего освещения объектов;
    2. определяем необходимый объем финансирования для реализации мероприятий;
    3. пишем запрос в курирующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения) на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
    4. получаем стандартный отказ об отсутствии дополнительных бюджетных средств;
    5. с чистой совестью прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы внутреннего освещения – внебюджетные средства, энергосервисный контракт.
    Планирование и проведение закупки на энергосервис реализуем в соответствии с положениями 44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.

    Критерии оценки заявок. Нельзя забывать про предоставление опыта работ за последние три года до окончания подачи заявки, финансовую устойчивость, необходимые допуски и лицензии (не стесняемся, если есть «отделы», «правильные линии связи» – лицензия по гостайне проходит в ФАС «на ура»).

    3. Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что необходимо учесть
    На уровне региона необходимо разработать и утвердить типовую форму энергосервисного контракта, технического задания и закрепить состав приложений (или откорректировать под себя рекомендованную Минэкономразвития России форму). Это снимет очень много вопросов в части реализации и результатов реализации – начиная от вопросов контрольно-счетных палат до всех остальных органов правопорядка, ведь все бюджетные учреждения региона будут использовать единую документацию.

    Важно! Рекомендуемые формы нужно корректировать под условия региональных закупок, в рекомендациях изложен основной принцип построения контракта и его основные статьи/разделы.
    Обязательно в предмете контракта прописать «Предметом Договора/Контракта является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.

    Дополнительная экономия. Чтобы снять лишние вопросы, мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения и предложила свою цену – процент от экономии. А при наличии в договоре условия про взаимное распределение полученной сверх утвержденного планового размера экономии, энергосервисная компания запланирует минимально возможный размер экономии, который 100% будет достижим, ну а все остальное – это доп.экономия, и ситуация станет менее выгодной заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит вопросы от контролирующих органов.

    Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.

    Срок проведения строительно-монтажных работ – не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.

    Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:
    • Акт сдачи-приемки результатов Мероприятий (этапа Мероприятий);
    • Акт достигнутой экономии за отчетный период;
    • Акт реализации Контракта.
    Двухсторонние обязательства Заказчика и Исполнителя – оформляем их в соответствующих разделах контракта.

    Расторжение договора. Чем подробнее прописаны условия по расторжению, в том числе, по одностороннему, тем спокойнее будет обеим сторонам контракта. Например, основанием для досрочного расторжения контракта являются случаи, когда федеральные, региональные или местные нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые существенно ухудшают положение Исполнителя, при условии, что Договор не может быть изменен для того, чтобы в достаточной степени компенсировать Исполнителю потенциальный ущерб от таких норм.

    Досрочное расторжение. Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

    Досрочное исполнение обязательств. Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов.

    Обеспечение исполнения договора. По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%. (ссылку дам)

    Право собственности на оборудование. Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления Мероприятий на Объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику. Не являются неотделимыми улучшениями устанавливаемые Исполнителем светильники, пускорегулирующая аппаратура и лампы.

    Переход права собственности. Он происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи по окончанию периода достижения экономии или при досрочном достижении экономии.

    Бюджетные риски. К сожалению, от них нам никуда не деться, расписываем в соответствии с законодательством. Например, уменьшение ранее доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств (п.6 ст.161 БК РФ), лишение Заказчика прав владения, пользования и распоряжения Объектом или его частью, когда он перестает быть потребителем энергетического ресурса для целей обеспечения функционирования Объекта или его части (Исполнитель вправе потребовать выплату всех причитающихся ему по Договору платежей, рассчитанных как произведение планируемого размера экономии в натуральном выражении за весь оставшийся срок действия Договора и цены (тарифа) на электрическую энергию, определяемой в соответствии с Договором, а Заказчик обязан выполнить требования Исполнителя в течение определенного количества дней с даты получения соответствующего требования). Здесь же можно прописать вероятность принятия на региональном уровне нормативных актов, существенно ухудшающих положение Исполнителя.

    Расчетно-измерительный способ определения объема потребления энергетического ресурса и экономии. Это важная часть энергосервисного контракта. Методика утверждена Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 №67 Методика «Определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Раздел по внутреннему освещению этой методики необходимо обязательно включать в состав приложений к контракту.

    Взаимодействие сторон. Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.

    4. Состав приложений к энергосервисному контракту на освещение для бюджетных учреждений (рекомендации):

    Приложение 1 – Техническое задание;
    Приложение 2 – Сведения об Объекте и его технические характеристики;
    Приложение 3 – Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения;
    Приложение 4 – Типовые категории помещений;
    Приложение 5 – Рекомендованный перечень средств измерения мощности световых приборов;
    Приложение 6 – Потребление электрической энергии на цели внутреннего освещения за базовый период. Показатели экономии электрической энергии на цели внутреннего освещения (планируемые);
    Приложение 7 – Стоимость единицы энергетического ресурса (электроэнергии), действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
    Приложение 8 – Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма;
    Приложение 9 – Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма;
    Приложение 10 – Акт реализации Договора. Примерная форма;
    Приложение 11 – Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения, включая ведомость измерений (наблюдений) числа часов работы световых приборов для различных категорий помещений;
    Приложение 12 – Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма;
    Приложение 13 – Технический регламент гарантийного обслуживания комплекса осветительных приборов, установленного на основании Договора.

    Целесообразно сформировать гарантийный или подменный фонд оборудования в объеме от 2 до 5% от общего количества светильников. Это позволит службам Заказчика оперативно заменять вышедшее из строя оборудование, без привязки к срокам замены оборудования, прописанным в контракте. Если лимит фонда выбран – включаем в действие Технический регламент гарантийного обслуживания. Если лимит фонда не выбран к окончанию срока действия контракта – возвращаем остатки Исполнителю, по Акту, разумеется.
    Надеемся, с этими рекомендациями бюджетные учреждения смогут увереннее и комфортнее входить в энергосервисные контракты.
  • В помощь заказчикам энергосервисных контрактов предлагаем ознакомиться с работами эксперта в области информационных систем, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Андрея Богатенкова о специфике заключения ЭСК на наиболее часто встречающиеся виды работ в бюджетных учреждениях.

    Разберемся с ЭСК на модернизацию системы отопления здания - как сделать процедуру безопасной и управляемой для бюджетной организации-заказчика.
  • 1.   Особенности теплотехнического оборудования
    Что необходимо знать об оборудовании, которое обычно внедряется в рамках энергосервисных контрактов по модернизации системы отопления:

    АУУ – автоматизированный узел управления – предназначен для автоматического регулирования параметров теплоносителя (температура, давление), поступающего в систему отопления. Регулирование параметров производится в соответствии с температурой наружного воздуха. При понижении температуры воздуха температура теплоносителя увеличивается, при увеличении температуры воздуха, температура теплоносителя, поступающего в систему отопления уменьшается. Также с применением АУУ обеспечивается расчетный перепад давления между подающим и обратным трубопроводами систем отопления.

    ИТП – индивидуальный тепловой пункт представляет собой устанавливаемый в подвале здания и работающий автоматически комплекс насосов, теплообменников и датчиков, регулирующий подачу ресурса в системы отопления и горячего водоснабжения дома в соответствии с заданной программой и температурой наружного воздуха. В стандартной комплектации схема индивидуального теплового пункта состоит из двух модулей – системы отопления и системы горячего водоснабжения. Получив теплоноситель из системы централизованного теплоснабжения, ИТП задает необходимые тепловые параметры в системе отопления здания, а также готовит и подает в помещения горячую воду. Источником тепла для ИТП служат теплогенерирующие предприятия (котельные, теплоэлектроцентрали). ИТП соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Источником воды для систем холодного и горячего водоснабжения служат водопроводные сети.

    БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт представляет собой законченное изделие заводской готовности, предназначен для установки в помещении индивидуального теплового пункта зданий или сооружений и присоединения систем теплопотребления (отопления, вентиляции, ГВС и др.) к водяным тепловым сетям. В зависимости от назначения функциональных модулей, БИТП выполняет задачи коммерческого учёта воды и тепла, автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, горячего водоснабжения, систему теплоснабжения для оптимизации процессов теплопотребления.
    АУУ – это самое простое, ИТП и БИТП – уже другой уровень (в том числе по цене), соответствующий современным возможностям автоматизации и учета.
    По каждому из видов регулирующего оборудования в наличии множество комплектаций и схем подключения. Поэтому для корректного выбора оборудования необходимо, во-первых, осуществить технико-экономическое сопоставление вариантов:
    1) установка АУУ от распределительных сетей ЦТП;
    2) устройство ИТП от городских магистральных теплопроводов и сетей водопровода.
    При этом необходимо помнить о «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и необходимость корректировки гидравлических и тепловых балансов по итогу реализации мероприятий.
    Во-вторых, в состав работ (в Техническое задание) нужно обязательно включить проектирование и согласование проекта установки оборудования с РСО.
  • 2. Особенности ЭСК в сфере теплоснабжения
    Базовый и отчетный уровни потребления

    Если на объекте отсутствуют приборы учета, базовый уровень потребления следует определять расчетно-измерительным методом, призвав на помощь приказ Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности»:
    ·В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанной в договоре теплоснабжения;
    ·определение объема потребления тепловой энергии, теплоносителя после реализации мероприятий осуществляется по приборам учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 5.5 приказа)
    Таким образом, при отсутствии приборов учета в состав мероприятий обязательно следует включить их установку на объекте.
    Если приборы учета тепла есть, дополняем документацию сведениями о них – датой ввода в эксплуатацию, датой последней поверки, фактом наличия/отсутствия коммерческого учета (при наличии прибора учета принятие или непринятие его показаний зависит от многих факторов).

    Тариф
    Если расчеты ведутся по двухставочному тарифу, это надо отметить в составе контракта и описать его условия.

    Метеостанция
    Нужно указать метеостанцию, показания которой о температуре наружного воздуха принимаются в расчет сторонами, либо иной официальный источник информации. Мало написать «ближайшая станция к месту расположения объекта», лучше указать конкретную.

    Температурный график
    К контракту необходимо приложить тепловой (температурный) график – текущий график, являющийся приложением к договору теплоснабжения, он необходим для оценки/выбора вариантов применяемого оборудования.

    Целевая температура
    Еще один показатель – температура комфорта. Его также надо прописать в контракте. Предлагающийся в нормативной базе уровень 16-18 градусов Цельсия вряд ли устроит, детям с такой температурой точно будет не комфортно. Советуем добавить пункт об ответственности Исполнителя за недостижение данной температуры, случаи, если она будет ниже указанного значения, с фиксацией либо актами, либо в автоматизированном режиме.

    Если не работает прибор учета
    Дополнительно в контракте необходимо прописать, как будет происходить расчет потребления (достижения экономии) при выходе из строя прибора учета. Например, если прибор учета устанавливал Исполнитель – период неработоспособности до 15 календарных дней, объем потребления за месяц берется в соответствии с договором поставки, более 15 календарных дней – экономия не достигнута
  • 3.  Документы, подтверждающие выполнение обязательств по ЭСК
    Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:
    • Акт ввода в эксплуатацию оборудования (АУУ, ИТП, БИТП) со штампами и подписями РСО;
    • Акт ввода в эксплуатацию узла учета (прибора учета) со штампами и подписями РСО;
    • Акт достигнутой экономии за отчетный период с приложением теплового отчета (ведомости) со штампом РСО;
    • Акт реализации Контракта.
  • 3.   4.  Состав приложений к контракту (рекомендуемый)
    Приложение 1. Техническое задание.
    Приложение 2. Сведения об Объекте и его технические характеристики.
    Приложение 3. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.
    Приложение 4. Приборы учета.
    Приложение 5. Потребление тепловой энергии за базовый период. Показатели экономии тепловой энергии (планируемые).
    Приложение 6. Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения.
    Приложение 7. Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма.
    Приложение 8. Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма.
    Приложение 9. Акт реализации Договора. Примерная форма.
    Приложение 10. Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма.
    Приложение 11. Технический регламент гарантийного обслуживания оборудования.
    Приложение 12. Договор теплоснабжения.

    • Важно! Не забывайте, что в рамках исполнения энергосервисного контракта необходимо всегда быть в диалоге с РСО, начиная с запроса ТУ и разработки проекта.